В Калининградской области при реализации полномочий по защите в судебных органах законных интересов потребителей, в 2023 году управлением Роспотребнадзора подано в суд 115 заключений по искам потребителей.
44 исковых заявлений и 59 заключений касались защиты прав социально незащищенной категории потребителей – пенсионеров, инвалидов, ветеранов, несовершеннолетних.
Как пример, участие управления в качестве органа, дающего заключение в гражданском деле по иску пенсионера, который обратился в суд с требованием о расторжении договора по ремонту дома. Вследствие ненадлежащей квалификации работников индивидуального предпринимателя, потребитель понес убытки. В судебном порядке истец просил суд обязать предпринимателя возместить ему 250 тыс. рублей, т.е. суммы уплаченной по договору. Управлению в рамках дачи заключения по делу, удалось убедить суд о взыскании с индивидуального предпринимателя помимо указанного потребителем требования, взыскать в пользу истца 400 тыс. рублей, в том числе штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя и компенсация морального вреда, прокомментировали в Калининграде сегодня, 17 апреля 2024 года, собкору ИА Message RU в управлении Роспотребнадзора по Калининградской области.
Еще один пример защиты прав потребителя, относящегося к социально незащищенным слоям населения — заключение по делу о расторжении договора об оказании медицинских услуг. Ветеран заключил с медицинской организацией договор на выполнение ряда услуг по лечению зубов и установке имплантов. Стоимость услуг составлял 220 000 рублей. При этом услуги осуществлены некачественно. От надлежащего исполнения обязательство по договору хозяйствующий субъект уклонялся. Судом вынесено решение о взыскании с медицинской организации в пользу истца 687 тыс. рублей, из которых, 100 000 рублей — компенсация морального вреда.
Управление направило в суд заключение в защиту прав несовершеннолетнего ребенка, которому оказана некачественная платная медицинская услуга. Суд, изучив обстоятельства дела, и заключение Управления, сделал вывод о наличии условий и правовых оснований для возложения на медицинскую организацию, оказывавшую платную услугу ребенку, обязанности по возмещению ему и матери морального вреда. В соответствии с судебным решением с медицинской организации взыскано в пользу несовершеннолетнего и его матери 90 тыс. рублей, из которых компенсация морального вреда составила 40 тыс. рублей.
Управлению удалось отстоять интересы инвалида 2 группы, заключившего договор с компанией по изготовлению изделий металлопластика стоимостью 129 000 рублей. После установки окон выявлены недостатки работы, вследствие чего потребитель обратился с претензией в адрес исполнителя с требованием об устранении недостатков. Доказательством того, что работы по установке окон проведены некачественно явилось экспертное заключение, выполненное аккредитованной организацией. Требования Управления удовлетворены, судом вынесено в пользу потребителя 201 тыс. рублей.
Управление восстановило нарушенные права пенсионерки, обратившись в суд с исковым заявлением в ее защиту к организатору концерта, осуществляющему деятельность в г. Москва с требованием о взыскании денежных средств за отмененный концерт. Потребитель на сайте «Компания Афиша» приобрела билеты на зрелищное мероприятие (концерт Пелагеи). Стоимость билетов — 11 тыс. рублей. Концерт был отменен организатором. При отмене мероприятия зритель имеет право получить свои денежные средства обратно и в полном объеме, так как фактически оплаченная услуга оказана исполнителем не была. Поскольку денежные средства возвращены не были в предусмотренный законодательством срок, Управление обратилось в суд с иском к организатору концерта о возврате денежных средств, компенсации морального вреда, штрафа за отказ в удовлетворении требований потребителей в досудебном порядке и процентов за пользование чужими денежными средствами. В соответствии с решением мирового судьи, исковые требования Управления в защиту интересов потребителя удовлетворены. В пользу потребителя взыскано 48 264 рублей, из которых 20 000 рублей составила денежная компенсация морального вреда.
Управление в 2023 года обратилось в суд с 28 исковыми заявлениям в защиту интересов потребителей, относящихся к социально незащищенной категории населения, чьи права были нарушены АО «Россети Янтарь».
Большая проблема для системы юридической помощи и общества в целом – недостаточная правовая грамотность населения. У многих социально незащищенных людей нет представления о том, как действовать в той или иной сложной жизненной ситуации. Многие не знают, что государство готово им помогать, — и в результате нередко оказываются жертвами недобросовестных юридических компаний. Профессиональная юридическая помощь может потребоваться каждому человеку в разных жизненных ситуациях.
Так, в Управление обратилась пенсионерка, у которой на попечении находится сын, являющийся инвалидом 1 группы с просьбой обратиться в суд в защиту ее прав по вопросу возврата денежных средств за не оказанные услуги юридической компанией. Суть вопроса заключалась в том, что женщина обратилась за получением бесплатной юридической консультации по вопросу сделки на приобретение квартиры. Консультант посоветовала срочно подать иск и настояла на заключении договора с юридическим центром, пообещав 20% скидку. Не имея специальных навыков, пенсионерка перевела 80 000 рублей. В этот же день, потребитель поняла, что под влиянием введения ее в заблуждение как относительно услуги, так и ее стоимости, а также учитывая, что уплаченные денежные средства являются накоплением ее сына-инвалида, за которые она должна отчитываться перед органами опеки, написала заявление на отказ от договора с требованием возврата оплаченной денежной суммы.
Вместе с тем, ей на карту было возвращено 16 000 руб. В обосновании данной суммы юридическое лицо указало, что договор уже исполнен и за якобы составление исковое заявление из оплаченной потребителем денежной суммы удержано 64 000 рублей.
В данном случае, Управление, оценив все обстоятельства дела, пришло к выводу, что доводы хозяйствующего субъекта являются несостоятельными. Юридический центр не вправе был приступать к выполнению какого-либо рода работ (услуг), имея заявление потребителя об отказе от договора, датированное датой заключения договора.
Управление обратилось с иском в защиту прав пенсионерки и убедило суд, что юридическая компания заключило с потребителем, являющимся экономически более слабой и зависимой стороной в гражданско-правовых отношениях, заведомо невыгодный для него договор на огромную сумму.
Управление доказало, что Юридический центр, воспользовавшись тем, что потребитель — пожилой человек (не обладает достаточными юридическими знаниями), преднамеренно ввело его в заблуждение относительно качества услуги, правильности диагностики ситуации. Результатом явилось судебное решение о взыскании с юридической компании 100 570 рублей.
По результатам судебной защиты прав потребителей, относящихся к социально-незащищенной категории граждан судами в 2023 году вынесено 103 решения в их пользу на сумму около 10 млн рублей.
Помимо судебной защиты нарушенных прав потребителей, Управление продолжает внедрять механизмы предупредительной, преднадзорной, профилактической работы, наращивает превентивную работу с предпринимателями, что позволяет не доводить дела до судебных разбирательств.
На практике видно, что эффективность досудебного урегулирования споров в этом случае повышается в разы. За период 2023 года в досудебном порядке потребителям, относящимся к социально уязвимой категории, возвращено более 1,5 миллиона рублей.